Проект программы медиабезопасности

«Содействие обеспечению информационной безопасности детей и подростков
в Самарской области»

 

Цель Программы:

 Содействие созданию безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья школьников.

 

Задачи Программы:

1.Помощь муниципальным образовательным учреждениям (ОУ) в развитии организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

2.Содействие внедрению систем исключения доступа детей и подростков к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию и несовместимой с задачами гражданского и социального становления детей, средств фильтрации информации, аппаратно-программных средств родительского контроля и других устройств;

3.Профилактика у детей и подростков Интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации;

4.Информационное просвещение и пропаганда среди родителей знаний и навыков о способах выявления аддиктивного поведения нехимической природы, связанного с компьютером и интернетом, возможностях профилактики и реабилитации.

 

Программа направлена на создание условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья детей и подростков в процессе информационного взаимодействия с сетью интернет на территории Самарской области. Реализация ее программных мероприятий будет способствовать:

- обеспечению концентрации ресурсов общественных, политических и государственных организаций для решения задачи информационной безопасности детей;

- проведению единой политики, координируемой с федеральными и региональными инициативами, при решении задач информационной безопасности детей;

- развитию в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в интернет, распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, СМИ, Интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

Актуальность разработки данной Программы связана с принятием Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который вступил в силу 1 сентября 2012 года, Указа Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Распоряжения Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» и других государственных инициатив.

Сегодня информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предоставляют беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. Данный потенциал, обладающий информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей, включает ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных, региональных и муниципальных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов.

В то же время многие ученые, педагоги, родители, общественность серьезно обеспокоены негативным влиянием современной информационной среды на детей и молодежь.

За последние годы в детской среде произошли серьезные изменения, связанные с неограниченной доступностью СМИ, средств мобильной связи и сети Интернет. По данным социологических опросов дети стали гораздо меньше читать книги и предпочитают пользоваться электронными медиа ресурсами, проводя много времени у компьютера и телевизора. Так, согласно опросам Фонда "Общественное мнение", каждый четвертый подросток ежедневно работает в сети, три четверти подростков (75,5%) входят в состав полугодовой аудитории Интернета. Не пользуются Интернетом лишь менее четверти (24,5%) подростков. Большинство объясняют это объективными трудностями (нет компьютера или доступа в Интернет, не позволяют финансы, просто нет возможности, в том числе в учебном заведении) и лишь некоторые субъективными трудностями (не умею, не хочу, мне это неинтересно). При этом формы проведения досуга, связанные с межличностным общением, сохранили свою значимость на прежнем высоком уровне. Только средства этого общения стали несколько иными (мобильные телефоны, ICQ, социальные сети).

Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление возможностями ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты и иные деструктивные организации.

При этом родители зачастую отстают от информационной грамотности своего ребенка, не подозревая, какой опасности он подвергается, сидя дома за компьютером, какой контент ребенок смотрит по телевидению и видео. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает.

Поскольку большинство современных родителей жалуются на занятость на работе, то для воспитания детей и контроля над их занятиями остается мало времени, сил, а порой и компетентности. Вследствие этого дети и подростки, в силу возраста не обладающие способностью фильтровать качество информации, могут бесконтрольно смотреть любые телепрограммы и посещать небезопасные для детского возраста Интернет страницы.

Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы.

Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного.

В настоящее время регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних производится малоэффективно.

В целом на сегодняшний день состояние информационно-образовательной среды можно оценить как небезопасное для ребенка.

Поэтому при реализации Программы обеспечения информационной безопасности детей необходимо действовать системно, комплексно и использовать не только правовые регуляторы, но и технические и технологические возможности.

Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных включить целевых показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Программы:

- охват учащихся, их родителей, педагогов занятиями по медиа безопасности;

- информированность родителей об имеющихся возможностях защиты детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию.

Оценка эффективности реализации Программы производить на основе годовых отчетов.

В план мероприятий программы «Содействие обеспечению информационной безопасности детей и подростков

в Самарской области» на 2016-2017 годы включить:

Задача 1: Содействие созданию и развитию организационно-правовых механизмов в образовательных учреждениях для защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

1.1. Инициировать разработку и принятие локальных актов образовательных учреждений на основании примерных типовых правил использования сети Интернет в образовательном учреждении;

1.2. Оказать информационное содействие развитию образовательных программ повышения квалификации работников образования путем:

- разработки и создания с привлечением ведущих специалистов, методических материалов (брошюр, фильмов, раздаточных материалов, интерактивных обучающих ресурсов, для обеспечения мер информационной безопасности, поведения в сети Интернет и пр.;

- проведение специалистами-психологами семинаров, вебинаров и тренингов по психолого-педагогическому сопровождению процесса информатизации образования, преодолению последствий негативного влияния средств информационных коммуникационных технологий на личность ребенка и т.п.;

- разработка для классных руководителей и социальных педагогов информационных ресурсов для работы с семьей по проблемам информационной безопасности.

Задача 2: Содействие внедрению систем исключения доступа детей и подростков к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию и несовместимой с задачами гражданского и социального становления детей, а также средств фильтрации и аппаратно-программных средств родительского контроля и других устройств.

2.1. Содействие установке во всех образовательных учреждениях программных и аппаратных систем, обеспечивающих контент-фильтрацию Интернет-трафика.

2.2. Организация предоставления провайдером услуги доступа к сети Интернет-трафика образовательным учреждениям с обеспечением контент-фильтрации.

2.3. Просвещение родителей о средствах контроля за компьютерной и интернет активностью детей и подростков, создание и продвижение таких средств.

Задача 3: Профилактика у детей и подростков Интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации.

3.1. Проведение социологических исследований информационных потребностей различных категорий учащихся с целью выработки рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения детей и подростков.

3.2. Проведение медиа уроков и семинаров по теме "Информационная безопасность учащихся».

3.3. Организация и проведение различных медиа мероприятий с участием в их подготовке детей и подростков (фестивали, конкурсы, флэш-мобы, дозоры и т.п.) по Интернет-безопасности.

3.4. Создание онлайн службы спасений 911www.ru для помощи несовершеннолетним и их родителям в различных ситуациях, связанных с аддиктивным поведением и другими угрозами информационного характера.

Задача 4: Информационное просвещение родителей о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Привлечение волонтеров из числа родителей к реализации программы.

4.1. Создание и развитие групп и сообществ родителей, педагогов, психологов, студентов и других заинтересованных лиц в самых распространённых социальных сетях (В контакте, Фейсбук, Одноклассники и т.п) для обсуждения, обмена мнениями, просвещения и пропаганды в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

4.2. Создание и развитие краудсорсинговой платформы для организации работы волонтеров и подготовки различных мероприятий по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

4.3. Создание и развитие каналов на различных видео хостингах для продвижения социальной рекламы и образовательных роликов в области информационной защиты детей.

4.3. Подготовка и выпуск радио и телепередач о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью.

4.4. Создание и развитие регионального портала содействия обеспечению информационной безопасности детей и подростков в Самарской области.

 

Руководитель направления "Медиабезопасность" общероссийской общественной организации Общее Дело
Капитонов Алексей Викторович.

Это Важно

Уникальный анти табачный мультфильм!
"Тайна едкого дыма".
Покажите своим детям!

 

Наркотики
Секреты манипуляции
Посмотрите с детьми!

Алкоголь
Секреты манипуляции
Посмотрите с детьми!

Наверх