Надо сразу сказать: компьютерные игры – это не деятельность. Это просто способ отключить ребенка от жизни – чтобы не бегал, не шалил, не требовал, не рвал штаны, не разливал. Фактически, раньше в крестьянских семьях с этой целью детям давали алкоголь, хлебный мякиш или запаривали в тряпку мак.

Гаджеты в руках у детей – это признак очень низкого класса, это от бедности. То есть детям дают гаджет только бедные люди, которые находятся на грани выживания.

Богатство – это отсутствие гаджетов вообще. Они есть, но детям их в руки не дают, по крайней мере, до школы, или дают на очень ограниченное время. Никаких гаджетов, минимум до семи лет, или только в контакте с родителями, как книжка. Взяли ребенка на ручки, и с ним вместе играем или смотрим мультик.

В состоятельных и благополучных семьях ребенок постоянно находится в контакте со взрослыми. У ребенка есть много гуляния, причём оно сопровождается общением со сверстниками. Это не то, что запустили ребенка на горку, пока мама сидит.

Я говорю только о том, что вижу: сидят мамы на детской площадке, каждая со своим телефончиком. И время от времени поднимается голова и взрыкивается на детей. А дети маленькие – два-четыре года. Это не то, что нужно для их благополучного роста.

Для развития нужен постоянный доверительный контакт и новые впечатления, которые надо обсуждать: «Что это было? Что мы сейчас увидели? Где мы сейчас были?» И тогда к первому классу ребенок будет обладать развитой речью.

Как смотреть мультики

Как-то мы летели в самолёте, и перед нами сидела девочка лет двух с половиной. Такое веретено, настоящая юла. Я неважно себя чувствовала, и эта суета была совсем не вовремя. А родители совсем не справлялись, молодая пара, они только рявкнут на неё и всё.

В итоге я забрала её к себе и всё-таки включила мультики на планшете. И два с половиной часа смотрела с ней мультики, комментируя каждый кадр: «Это кто? Это Иван-дурак, он расстроился. Почему он расстроился? Потому что его братья обидели», – и так нон-стопом.

Вот так можно смотреть мультики, потому что с комментариями – это просто книжка с движущимися картинками. Плюс контакт со взрослым, плюс развитие речи, плюс развитие внимания, плюс ребенок начинает понимать причинно-следственную связь между событиями.

А если просто посадить ребенка с планшетом смотреть мультики – он не учится ничему, даже если там написано, что это обучающая программа. Так устроен мозг: человеческие детёныши учатся только от взрослых, только через контакт и никак иначе.

То есть, всевозможные «развивайки» – это просто способ успокоить тревогу родителей. «Мой ребенок не просто так сидит, а учится». Не учится.

«Зависимость ребенка от компьютера может выглядеть довольно безобидной, особенно на первом этапе. Да, думают родители, сын увлечен компьютерными играми, но никаких настораживающих признаков пока не видно. Но важно эти признаки знать, помнить о них, чтобы вовремя принять меры. Чем младше ребенок, тем быстрее и проще он научится регулировать свое общение с гаджетами».

2–3 года

Есть одно правило, хотя и жесткое, но очень действенное: до трех лет ребенок с компьютером и планшетом не знаком. Мало того, о существовании компьютерных игр он тоже знать не должен, и мультфильмов, кстати, это тоже касается.

Причины лежат в области физиологии: мозг малыша просто не в состоянии эти данные воспринять и переработать, он не предназначен для такого способа «поглощения» информации, оценки движущейся картинки. В норме маленькому ребенку просто не должно быть скучно – он изучает мир вокруг себя другими способами, и возможностей огромное количество. Но, конечно, задача родителей – ему эти возможности показать.

5–6 лет

Подросшему ребенку, дошкольнику, очень нужна детская компания, и очень здорово, если она будет разновозрастной. Но подойдет и хороший детский сад, где с детьми занимаются, предлагают им побольше действительно интересных дел. В этом случаем на компьютерные игры просто не останется времени – ребенок днем наиграется со сверстниками, дома почитает, пообщается с родителями, порисует и отправится спать. Дошкольникам крайне желательно ложиться спать не позже 20-21 часа: это требование физиологии, ведь усвоение мозгом новой информации происходит именно в ночное время, во сне.

7–10 лет

Чем старше ребенок – тем больше он общается со сверстниками. Избежать появления «электронной» жизни уже очень сложно – но зато еще можно ее контролировать. Очень важно, чтобы у детей была и другая сфера жизни, реальная, настоящая, с интересными занятиями, кружками. А вот о том, какие место занимают в его жизни электронные «игрушки», с ребенком нужно договориться, выработав семейные правила использования телефона, компьютера и планшета.

Важно и то, что «договориться» в данном случае – это фигура речи: правила устанавливают родители и они же контролируют то, как они выполняются. Пусть ребенок проводит с гаджетом не более часа в день – и сюда входит все: и мультики, и телепередачи, и игры – просто он сам будет выбирать, как ему этим часом распорядиться.

11–14 лет

Телефоны сейчас есть у всех детей, это вынужденная мера, надежное средство связи. Но не оставляйте его без вашего внимания: установите на мобильник функции родительского контроля, запрет на отправку СМС на короткие номера, на рекламу. Ограничьте доступ в Интернет, возможности поиска – для всего этого есть технические средства. Да, не все возможно проконтролировать, но то, что можно, необходимо сделать. И ведите профилактические беседы (при этом лучше не обращаться напрямую к ребенку, но убедиться, что он слышит): например, расскажите мужу за ужином о том, как сын вашей знакомой случайно потратил на телефоне 10 тысяч рублей, соглашаясь пройти в игре все новые и новые уровни, и как опасна такая ситуация. Кстати, мальчики, например, больше склонны к зависимости, чем девочки, – так уж устроена прифронтальная кора их мозга.

В 2013 году психолог Катерина Мурашова провела необычный эксперимент: 68 детей от 12 до 16 лет согласились остаться на 8 часов в одиночестве, без телевизора, компьютера и других электронных приборов, не пользоваться никакими средствами связи и ни с кем не общаться. При этом заниматься любыми другими делами – чтением, творчеством и т. д. – разрешалось. В результате только трое детей смогли дойти до завершения эксперимента – остальные прервали его через 2–3 часа, признавшись, что без привычных гаджетов они чувствовали страх, беспокойство, панику, а у некоторых появились даже мысли о суициде.


Практикующий психолог-консультант, специалист по детской психологии Демина Катерина Александровна

Источник - http://www.pravmir.ru/

Это Важно

Уникальный анти табачный мультфильм!
"Тайна едкого дыма".
Покажите своим детям!

 

Наркотики
Секреты манипуляции
Посмотрите с детьми!

Алкоголь
Секреты манипуляции
Посмотрите с детьми!

Наверх